На выходных Винницкий кукольный театр "Золотой ключик" представил свой новый спектакль "Котенок по имени Гав". Премьера оказалась поистине весенней: с песнями и добрым поучительным сюжетом, который финишировал хэппи-эндом, а главное - творческими экспериментами.
Обратиться к чудному произведению популярного и известного русского драматурга Григория Остера главному режиссеру театра кукол Александру Свиньину "посоветовал" всеми почитаемый старинный шкаф. Для кукольников он значит многое, ведь является главной творческой сокровищницей.
- В этом многоуважаемом шкафу, - показывая, рассказывает Александр Свиньин, - находится вся библиотека нашего театра, которая насчитывает более 60 пьес: поставленных, случайно попавших, специально купленных и планирующихся к постановке. Время от времени я пересматриваю все это богатство и нахожу то, что именно в данный момент наиболее актуально.
Если обратите внимание на афиши, которые украшают стены "Золотого ключика", обнаружите, что "Котенок по имени Гав" уже жил на винницкой сцене. Было это в начале 80-х годов. Тогда постановку осуществила первый режиссер Александра Свиньина, которая обучала его в театральной студии Дворца пионеров.
- К счастью, тот спектакль я не видел, - признается Александр Свиньин. - Всегда очень трудно работать над собственным спектаклем, когда уже видел его удачную постановку.
За перевод первоисточника на украинский язык Александр Свиньин взялся сам, а вот песни для винницкого спектакля написал актер театра Александр Гончарук. Он, кстати, и придумал новое имя одному из главных персонажей. Если у Остера щенка зовут Шарик, то в Виннице герой нашел свое украинское имя - Булька. Поскольку Остеровские каламбуры переводу не подлежат, винничанам предстояло выдумать новые. Отлично справившись с этим заданием, к непосредственной работе на сцене они приступили в начале февраля. И нашим кукольникам в очередной раз удалось совершить подвиг - спектакль они поставили в кратчайший срок, всего за месяц с хвостиком.
- В "Котенке по имени Гав" поднимаются вечные вопросы: добра и зла, честности, дружбы и "нужности". В финале пьесы звучит одна из главных истин: только когда ты кому-то нужен, ты живешь, - отмечает Александр Свиньин. - Также обращаем внимание зрителя на то, как важно иметь друзей, ведь вдвоем и бояться совсем не страшно. Находим ответ мы и на другую дилемму: надо ли взрослым просить прощения у младших или же это не педагогично.
Режиссер решил поэкспериментировать и поручил работу над премьерой не мастерам сцены, а молодым актерам. Щенка исполнила Анна Коваль, Котенка - Станислав Федоров, Пса - Михаил Кандель, Кота - более опытная актриса театра Людмила Дюкарева, а в роли художника-постановщика дебютировала Наталья Павлова.
- Я дал возможность молодым актерам окрепнуть в боевых условиях и рад, что это сделал. Ну, а если наш спектакль еще и зрители полюбят, буду счастлив вдвойне, - отметил Александр Свиньин.
Поскольку в кукольном театре привыкли всегда держать руку на пульсе, сразу же после сдачи премьеры закипела работа над другими проектами. Со дня на день в "Золотом ключике" ожидают ответ из Турции. Там будет проходить фестиваль культуры и, скорее всего, винничане повезут к нашим морским соседям спектакль-веснянку "Ивасик-Телесик", который занял Гран-при на фестивале "Подільська лялька" и с успехом был представлен на фестивалях в Волгограде и Коломые.
Помимо этого, Александр Свиньин уже обдумывает интерпретацию гоголевской "Ночи перед Рождеством".
- В 50-60-е годы винницкий театр кукол являлся одним из немногих, кто был состоятелен работать над взрослыми спектаклями. У нас ставили "Сорочинский ярмарок", "Боги, черти, люди", "Чертова мельница", "Майская ночь". К 70-летнему юбилею театра, который будет в октябре, мы хотим возобновить эту практику, - поделился режиссер. - У меня дома сейчас лежит несколько пьес, мультфильм, художественный фильм и, конечно же, первоисточник Гоголя. Работа предстоит большая и сложная. Взрослых, как детей, за ручку в театр не приведешь, поэтому будем привлекать зрителей художественными новаторствами и заслугами.
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 20 від 15 травня 2024
Читати номер