Всё началось на дне рождения николаевского художника Дмитрия Молдованова. Его пришли поздравить друзья Алексей Маркитан и Рустам Мирзоев. Идея «одолжить» друг другу на время свою художественную сущность пришла в голову Рустаму Мирзоеву. Так и поменялись, без особых теоретических соображений, а так, как за столом сидели – Мирзоев стал Молдовановым, Молдованов Маркитаном, а Маркитан - Мирзоевым. Став «иным», каждый из них должен был написать четыре работы в духе своего нового художественного «Я». Концепцию выставки того, что получилось, поддержали в галерее «Спасская, 45», где 16 мая и состоялось открытие проекта.
Участникам проекта предстояло произвести над собой непростой эксперимент – пройти психологические преобразования, переступить через собственный художественный эгоцентризм – то качество, которое, собственно, и делает человека художником. Вжиться в художественное «эго» другого человека, который воспринимает всё совершенно иначе – задача не из легких. Взаимодействие трех художественных систем разных авторов, с различной способностью воспринимать чужое, изменять свой стиль, дало интересные результаты. Получилась настоящая постмодернистская игра.
Чтобы разобраться в содержании послания, которое несет зрителям проект «Переливание крови», надо обладать определенным уровнем эрудиции, быть знакомым с другими «месседжами» современного искусства вообще. Это придает проекту некоторую замкнутость – «искусство для искусства», редкая в Николаеве практика проведения исключительно элитарного и некоммерческого проекта, когда вещи, выраженные общепонятными средствами, несут гораздо более глубокий смысл.
На вопрос «Зачем нужен такой проект?» искусствовед галереи Александра Филоненко, формулирует ответ так:
- На самом деле, помимо развлечения для самих художников и окологалерейной публики, способной все понять и порадоваться, цель таких проектов – напомнить, что помимо украшательства наших стен, у искусства есть и другие функции. Это, в первую очередь, полигон для исследований внешних и внутренних областей художественного, поле постоянно ведущихся формально-содержательных экспериментов.
Ведь так похулиганив, авторы проекта заодно проанализировали свой и чужой творческий метод на уровне как формы, так и содержания. А, значит, обогатили свой художественный арсенал, стали еще искушенней, что в дальнейшем принесет пользу и зрителям.
Екатерина Вьюнкова
Слідкуйте за новинами Вінниці у Telegram.
№ 16 від 17 квітня 2024
Читати номер