Согласно "Списку владельцев велосипедов, мотоциклов и автомобилей" образца 1918 года, в Виннице насчитывалось 76 велосипедистов, три мотоциклиста и... ни одного владельца автомобиля.
Транспортный беспредел 1918 года
Впрочем, это не означает, что уездный город оказался совсем уж на задворках технического прогресса. В том же архивном деле 28 сентября 1918 года было прошение "о выдаче Эскадре Воздушных Кораблей городского нумера для легкового Русско-Балтийского автомобиля".
"Руссо-балты" отличались прочностью и надежностью. В 1912 году завод выиграл первый приз за выносливость в ралли Монте-Карло. Один из экземпляров модели С-24 серии III, выпущенный в 1910 году, за четыре года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация этих машин была столь высокой, что два образца моделей К-12 и С-24 в 1913 году заказал Императорский гараж. 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.
Просто автор прошения, начальник технической части эскадры, капитан Головин, был одним из немногих дисциплинированных горожан. Как свидетельствуют архивные документы, во всем, что касалось работы транспорта (да не только его), в городе царил полный беспредел. "1918 год. Начальнику Винницкой городской милиции. Извозчики Винницы пользуются правом извоза, не выбирая на то в Управе номеров и не платя налога. Не выбирают также номеров владельцы автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Торговцы на рундуках и уличные торговцы производят торговлю без установки свидетельств Управы. Такие явления говорят о том, что милиция совершенно не исполняет свои обязанности. ... Вместе с тем Городская Управа ставит Вам на вид санитарное состояние улиц города, из коих даже главные захламлены всякого рода отбросами и жидкостью. В особенности много валяется на тротуарах скорлупы от подсолнечных семечек. Последние продаются на всех перекрестках лицами, не имеющими свидетельств. Покупатели семечек тут же их едят их. Такое же безобразие устраивают и милиционеры".
Тогда как автомобилей в городе были единицы, на рынке извоза конным транспортом царило определенное напряжение. Дело доходило и до "разборок". Военный по имени Иосиф Гурский написал в городскую управу жалобу: "Ввиду того, что я нахожусь на военной службе, семья моя, для обеспечения своего, содержит экипаж и пару лошадей. Жена заправлять лошадьми не может, поскольку женщина. Приходится содержать одного работника. Союз легковых извозчиков города Винницы чинит препятствия моей семье, запрещая работнику ездить на биржу и даже грозясь испортить экипаж, обрезать постромки". Ничего не напоминает?
Первые ДТП
Лидерство, конечно, держали дорожно-транспортные приключения с участием конных экипажей. А первым винничанином, который погиб под колесами трамвая, был тринадцатилетний продавец цветов Петя Остапчук. Со своими ровесниками он баловался, перебегая рельсы. Его друзья уцелели, а он погиб. На место событий немедленно прибыли председатель горисполкома граф Збигнев Грохольский, комиссар Л. Длуголенцкий, начальник милиции М. Милеант, инженер трамвайного депо Гофштейн, городской врач Лысогоренко. Тело мальчика с большими трудностями удалось вытащить из-под вагона трамвая. Дело было 19 марта 1917 года.
А 12 августа случилось ДТП с участием автомобиля. Американский "Кейс", принадлежащий губернскому продовольственному управлению, вспыхнул прямо на ходу. Продукты, находившиеся в кузове, были испорчены, но водитель и интендант О. Разумович, которые сопровождали груз, не пострадали. Причина пожара так и не была установлена, но на определенные размышления наводит тот факт, что неделькой ранее этот автомобиль был застрахован на девять тысяч рублей.
Напряжению на дорогах немало способствовали плохо прописанные и совсем не соблюдаемые правила дорожного движения. Солдатам разрешалось ездить только на подножках трамваев, а "рулить" могли и несовершеннолетние! А первым клубом любителей автомобилей можно считать созданный в 1928 году ДАВТОДОР. Расшифровка этой аббревиатуры весьма оригинальная - "Друзі автомобіля і гарного шляху". Всего автолюбителей было десять человек во главе с Иваном Стрельбицким, тридцатилетним заведующим винницким коммунхозом. Да и все остальные были людьми непростыми: 29-летний Вильгельм Вирт был заместителем председателя городского совета. Павел Калошин ведал соцбезом. Лозунгом общества было "Автомобіль - працюючим". А своими задачами они ставили "поширювати серед людності знання автомототранспорту і шляхової справи", "виявляти потреби в автомашинах, мотоциклах, моторах і різних приладах до них".
Самый старый винницкий автомобиль
Нынче самый старый автомобиль в Виннице, ГАЗ-АА, 1933 года, принадлежит владельцу клуба "Каиса" Юрию Савельченко. Как уверяет Юрий Александрович, автомобилей более почтенного возраста, да еще на ходу, в городе нет.
- У этого автомобиля своя очень непростая история. Его прежний владелец, дядя Петя, прошел на нем всю войну. И после войны он на нем ездил, кажется, вплоть до 90-х годов. Его вся Винница знала. А в городе автомобили массово появились уже после совка, ведь при Союзе покупка машины была весьма сложной процедурой. По двадцать лет в очереди стояли.
Правила уличного движения, Винница, 1918 год
"Лица, желающие заниматься ездою на велосипедах, мотоциклах, автомобилях, должны иметь на видном месте механического экипажа особый знак, выдаваемый Городской управой. Владельцы сложных экипажей с механической тягой или приглашающих для управления шоФФеров (именно так было написано в документе - прим. авт), обязаны подвергнуться при Городской управе испытанию в умении управлять экипажем и получить о том свидетельство.
- Знаки на экипажи выдаются в Управе при уплате их стоимости.
- Для лиц несовершеннолетних знаки должны быть выбираемы родителями или лицами, при которых несовершеннолетние живут.
- Каждый велосипед, мотоцикл или автомобиль должен быть снабжен звонком, пневматическим рожком, а при езде в сумерки или ночью - фонарем.
- При езде городским улицами едущие на экипажах должны держаться правой стороны.
- Езда на велосипеде, мотоцикле, автомобиле по тротуарам, на городских бульварах и в частных садах воспрещена, если не отведено особых участков - циклодромов.
- Скорость не должна превышать 10 верст в час (верста равна 1,06 километра - прим. авт), а на поворотах и в тесных проулках - пять верст в час".
№ 13 від 27 березня 2024
Читати номер
Anonymous
Anonymous